Народный костюм Московской губернии. (часть 2)
Верхняя одежда.
Верхней одеждой была свита. Полы и обшлага ее украшались вышивкой. Распашная свита оставалась основной одеждой горожан вплоть до конца XV века.
У московской знати женской одеждой, надеваемой поверх рубахи, было платье из дорогих материй ярких цветов. Оно было узким, облегающим фигуру и подпоясывалось цветным поясом. В XIV веке широко распространяется женская верхняя одежда, называемая «ферязь», «сукман» или «шубка». Была распространена так же верхняя одежда, называвшаяся телогреей. Это распашная одежда, имевшая длинные, сужающиеся к кисти рукава. Шили ее из материй на такой же подкладке или на меху. Телогрея была очень нарядной: «Телогрея куфтяная, камчатная цветная, ал шолк да жолт, кружево кованное золотое, пуговицы серебряны, позолочены».
Ферязь (ферезь) в XVI веке распространяется не только среди женской но и среди мужской одежды. Также были ферязи без рукавов, надевавшиеся под кафтан.
Шили кафтаны из сукна, нарядные – из тафты, камки, бархата, атласа. Нарядные кафтаны так же украшались серебряным кружевом, лентами.
Однако наиболее характерной женской верхней одеждой был летник. Он был свободным, с широкими рукавами-накапками, и украшались нашивками из другого материала – вошвами. Такие наивки хранили отдельно и нашивали на разные летники. Теплый летник назывался – кортли.
Простейшая верхняя одежда, в которой выходили из дому – плащ-накидка без рукавов, делавшийся из ткани или меха. Такую накидку носили все слои московского населения. Существовало несколько видов плащей:
1. вотола – самый распространенный тип накидки. Представлял собой кусок толстой льняной или посконной материи. Такой плащ застегивался или завязывался у шеи и имел капюшон. Вотлу носило в основном простонародье.
2. «коць» или «киса» — эти виды плаща носили только князья и бояре.
3. «корзно» — этот плащ носили только князья. Он был длинным, почти до пят, из яркой материи с меховой опушкой и застегивался пряжкой на правом плече.
Внакидку носили также охабень. Это вид одежды с декоративными длинными и узкими рукавами, в которые руки не продевались. У него были длинные полы с 2 рядами ложных петель. Рукава иногда для удобства завязывались узлом.
С XVI века распространяется зипун. Это безрукавная одежда из шелка, тафты или крашенины с пристегнутым маленьким воротником — обнидзью, надевалась поверх рубахи и доходила практически до колен. Зипун служил домашней одеждой.
Поверх зипуна надевали кафтан с рукавами до пят, которые собирались в складки так что концы рукавов могли заменять перчатки, а в зимнее время служить подобием муфты. Спереди кафтана вдоль разреза с обеих сторон делали нашивки с завязками для застегивания, а так же пришивали ряд пуговиц, количество которых было от 8 до 12. Кафтаны шились из бархата, атласа, камки, тафты, мухояра1.В нарядных кафтанах за стоячим воротником иногда прикреплялось ожерелье, а к ркавам пристегивалось т.н. запястье, украшенное золотым шитьем, жемчугом или драгоценными камнями. Полы обшивались тесьмой с кружевом, золотыми и серебряными нитями. Кафтаны различали не только по ткани из которой их шили но и по назначению: ездовые, дождевые, траурные. Зимние кафтаны называли кожухами.
В XVI веке среди верхней одежды были распространены однорядка. Охабень, опашень и епанча.
- Однорядка – широкая долгополая одежда с длинными рукавами, сшитая из шерстяных тканей, украшенная нашивками, серебряными и золотыми нитями.
- Охабень – походил на однорядку, но не имел отложного воротника, а рукава были длинными и в них имелись прорехи для рук. Охабень обычно шился из сукна, а нарядный – из парчи, камки, украшался нашивками.
- Опашень – по покрою был длиннее сзади чем спереди, а рукава его сужались к запястью. Опашень шили из бархата, атласа, парчи. Застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Свое название опашень получил потому, что его носили наопашь (без пояса) и внакидку.
- Епанча – это вид одежды, напоминавший плащ. Епанча могла шиться из сукна или верблюжьей шерсти, теплая епанча шилась из нарядной материи, подбитой мехом.