Русские одежды 12-13 веков.
Русские одежды 12-13 веков.
Начало XII века проходило в архитектуре под знаком княжеского заказа, в рамках которого новгородскую стилистическую окраску получил южнорусский архитектурный тип храма. Хорошо изучены социальные аспекты развития архитектуры второй половины XII века и воздействия на неё народной городской культуры.
В 1198 г. по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича, внука Мстислава Великого, была возведена церковь Спаса Преображения на Нередицком холме. Расписанная год спустя, в 1199 г., она сохраняла до начала Великой Отечественной войны целостный живописный ансамбль, практически не тронутый позднейшими переделками и избежавший участи большинства древнерусских росписей, подвергшихся варварским возобновлениям в конце XIX в.
Из сохранившихся построек конца XII века преимущественным вниманием исследователей с конца XIX века пользовалась Спасо — Нередицкая церковь. После архитектурной реставрации 1903–1904 годов ряд учёных, в их числе и М. И. Артамонов, обратился к изучению живописи.
На фресках Спасо — Нередицкой церкви изображение князя Ярослава Владимировича Новгородского было первоначально поставлено под сомнение в принадлежности фрески к XII веку, на том основании, что на голове у князя под клобуком, или шапкой видна татарская феска (желтая), а такая феска не могла быть изображена раньше XIV века. Между тем длинная надпись около князя, по форме букв относилась к концу XII века, ко времени построения церкви. После проверки оригинала с археологической точностью. Была снята самая верхняя прорисовка этого князя и внимательно всмотревшись в некоторые черты и узоры на княжеском платье стало видно на одежде князя узор другого характера. Под верхним слоем фресок оказались более древние узоры, а под изображением фески оказались скрыты брови, глаза и другие части лица, в том числе и борода. Прежнее, стертое лицо князя было с большою седою бородой и короткими седыми волосами. Более старое изображение князя с темно русой бородой и довольно длинными волосами такого же цвета. Он, вероятно, был средних лет.
В той же Спасо — Нередицкой церкви находятся фрески, которые могут служить материалом для истории женских одежд конца XII века. Это два изображения в алтаре, одно подле южных дверей: святая великомученица Екатерина и другое в кругу представляет св.Христину. Обе эти мученицы представлены в царских одеждах, в головных уборах замужних женщин, в убрусе, покрывающем волосы. Сверх убруса – венец, от которого жемчужные подвески спадающие не с нижней части венца, как обыкновенно изображалось у греков и у нас, а с верхнего края. Обе святые изображены в синих одеждах с оплечьями, которые по желтому полю украшены узорами и каменьями, на рукавах ниже плеча широкие полосы с узорами такого же цвета как оплечья. На передней стороне одежды от шеи в низ идет широкая полоса в роде епитрахили, украшенная по желтому полю узорами и камнями. Она не пришита к одежде и надевалась на шею отдельно. Другой конец этой полосы виден сзади на спине, он длиннее переднего и достает до земли. Обычно его подворачивали на переднюю сторону с правого боку и перегибали на левую руку. Так носили греки, так изображалось и у нас. На руках поручи – обыкновенное украшение одежд во все времена, начиная с первых веков христианства и до конца XVIII века. В настоящее время эти поручи сохранились только в одеждах священнослужителей. В правой руке и та и другая святая держат крест – принадлежность мучеников и мучениц.
В трапезной, между правым клиросом и южною церковною стеной, в арке, было изображение св. мученицы Юлиании; на голове у нее покрывало, украшенное на лбу каймой с позументом, осыпанным жемчугом, с полукруглым возвышением по середине. Такое украшение на покрывале, как у греков так и у нас, сохранилось на многих памятниках и на изображениях женщин в картинах страшного суда. Покрывала с подобной каймой были на Руси в употреблении до начала XXв. Поверх нижней одежды на св. Юлиании надет синий плащ с желтой каймой унизанной жемчугом. Плащ застегнут на груди овальной пряжкой, от нее налево и право идут два лепестка. На памятниках разных веков встречаются по одному и по два таких лепестка у застежки. Поручи на руках св. Юлиании, такая же, как и кайма, в правой руке святая держит мученический крест.
В той же арке на против мученицы Юлиании была изображена великомученица Варвара, на голове у которой было девичье покрывало с такою же каймой как и у св. Юлиании. Конец покрывала, так же с каймой, падает с головы на левое плечо. Из под покрывала по обе стороны были распущены волосы, что как известно означает исключительную принадлежность девицы. На великомученице Варваре был одет красный плащ такой же формы и покроя, как и у мученицы Юлиании. На нижнем желтом платье впереди видна узорчатая широкая полоса, идущая с верху до низу. В правой руке у нее тоже был мученический крест.
В рукописном (Пантелеймоновом) Евангелии, около 1250 года, хранившемся в Новгородском Софийском соборе (до революции 1917г оно было перенесено в библиотеку С.- Петербургской Духовной Академии), изображена св. великомученица Екатерина вместе со св. великомучеником Пантелеймоном. Екатерина изображена в нем в похожих одеждах, к каких была представлена на изображении в Спасо — Нередицкой церкви, хотя и с некоторыми отличиями, которые можно видеть при сравнении рисунков. Самое замечательное отличие – щит (который был не виден на изображении в Спасо — Нередицкой церкви, т.к. изображение было поясное, на правом бедре с каймой и восьмиконечным крестом по середине.
Изображения Бориса и Глеба на фресках церкви Николы на Липне около Великого Новгорода, драгоценны как образчики русских одежд конца XIII в. На головах князей шапочки с меховой опушкой, существовавшие у нас с древнейших времен и до XVIIIв., на плечах надеты узорчатые плащи с желтой каймой (наверное из золотой материи расшитой жемчугом). Плащ длиннее нижней одежды, которая была чуть ниже колен. Покрой нижнего платья важен в археологическом отношении: в течении XIII и начала XIVвека нижнее платье шилось по фигуре , которое оно тесно охватывало и подпоясывалось оно широким поясом очень низко, почти внизу живота. Такой покрой в XIII в. Существовал почти во всей Европе. Если бы у нас небыло никаких данных о времени написания фресок в церкви Николы на Липне, то по покрою платья можно было бы определить их время. Кроме Бориса и Глеба в этой церкви такие же платья и на других святых: на Царе Давиде, Соломоне и др. Покрой платья совершенно одинаков разница только в узорах, сапоги тоже узорчатые. В левых руках Борис и Глеб держат мечи а в правых – кресты – принадлежность мучеников.