История бального танца.(18-20 вв.)
С середины 18 века парные танцы уступают место массовым. Особенно подвижными были танцы, появившиеся после французской буржуазной революции.
Бесчисленные празднества этого времени сопровождались большим количеством танцев и песен, вошедших в быт народа. Предпочтение отдавалось контрдансу, в котором принимало участие большое количество танцующих. Исполнители становились в линию друг против друга и придумывали все новые и новые фигуры. Часто контрданс превращался в танец-игру.
Танцевали и под музыку «Са-Ира» и «Марсельезы», пели куплеты и танцевали карманьолу. Радостные, энергичные танцы французских повстанцев увлекали и объединяли всех своим зажигательным ритмом.
Так сложные этикетные танцы сменили танцевальные формы, доступные широким слоям общества. Особой любовью пользовалась фарандола. Ее танцевали все жители улиц. Взявшись за руки, они следовали за ведущим, который «выписывал» причудливые фигуры: ручейки, змейки, улитки, мосты. Фарандола так же сопровождалась мелодиями любимых боевых песен.
В 19 веке сохраняются многие танцы прошлых веков, ставшие более доступными по сравнению с «утонченными» танцами 18 века. 19 век – время массовых бальных танцев. Все больше начинают входить в моду балы, маскарады. В них принимает участие не только знать, но и городское население.
Ведущее место в 19 веке принадлежит вальсу. Проникновение вальса шло постепенно. Известно, что вращательные движения появилась задолго до рождения специальной вальсовой музыки. Слово же «вальс» вошло в употребление уже в 18 веке. Это видно из названий танцев «вальдан», «поечен», что означает «кружиться», «скользить». Среди старых песенок Германии и Австрии найдется много таких, которые пелись в ритме вальса. Под их нехитрую мелодию танцевали дреер, лендлер, ленчор. Народное происхождение вальса бесспорно.
Появление вальса отвечало новым нормам общественной жизни. Это был легкий, непринужденный танец, дававший большую возможность импровизации, потому он и полюбился широким кругам городского населения, которым был чужд придворный этикет. Но долгое время церковь и светские власти запрещали исполнение даже самых элементарных фигур вальса: в близости танцующих, в соединении рук они усматривали безнравственность. Вальс разрешалось исполнять только на свадьбах.
Родился и расцвел вальс в Вене, но в разных странах этот «король» танцев приобретал те или иные национальные черты. Так появился английский вальс, венгерский вальс, вальс-мазурка.
Очень распространен был вальс втроем – альман и вальс в 2 па, который часто называли русским.
Возникли танцы, куда вальс входил как необходимая часть танца. Па де труа состоял из менуэта, мазурки и вальса.
Широкое распространение танцев привело к организации танцклассов, где учителя — профессионалы обучали бальному танцу, создавали новые его композиции. Особенно высоко ценились преподаватели-французы: ведь именно их родина считалась законодательницей бальных танцев, диктовала всему миру манеру их исполнения. Постепенно первенство Франции стали оспаривать Австрия, а затем и Россия.
К 20 веку все активнее вопросами канонизации бальной хореографии занимаются в Англии. Пожалуй никогда раньше так не ощущались смена стиля, подвижность ритмов, появление все новых бальных танцев. К танцам европейского происхождения присоединились выходцы из Северной и Латинской Америки.