Танцевальный костюм.

История танца, танцевального и фольклорного костюма.

История русской одежды 12 века.

Июль17

Изображения 12 века показывают, что Русская одежда в этом веке мало отличалась от одежды 11 в.; такой же покрой рубашек и верхних одежд, такие же корзны( корзно — парадный плащ), приволоки( богато украшенный боевой плащ) (епанчи)(ЕПАНЧА — старинная русская одежда (упоминается с 12 в.), длинный широкий парадный или дорожный плащ  ; в 18-19 вв. женская короткая шубка-накидка), мятли( безрукавный плащ). Повторяются те же самые мужские шапки и женские головные уборы. Одежды носили и длинные и короче, ткани и украшения были очень разнообразны. Ткани были гладкие, узорчатые, золотые и т.д. На Руси ткали только самые простые холщевые и шерстяные ткани, все остальные получали или с Востока или с Запада, но самые богатые были византийские , так как в то время Византия была для всего христианского мира законодательницей мод , вкуса и образованности. Византийское искусство господствовало на Востоке и Западе. На русской жизни влияние Византии отразилось в самом широком размере. Одежды наших князей, в особенности парадная, были чисто византийская, так они изображались на древних памятниках нашего искусства и на всех древних монетах, которые были буквальным подражанием византийским монетам, начиная с монет Владимира Святого.

монета владимира святого

В рукописи 12 века русский князь изображен в византийской одежде и русской шапке, в левой руке он держит церковь, а в правой крест.

20160717-005

Нижняя одежда князя из узорчатой зеленой материи, по которой в квадратах изображены круги в виде колес. Подол одежды украшен золотой узорчатой каймой, выше нее идут вверх по бокам и спереди золотые украшения, такие же как и кайма, на рукавах — золотые поручи. На ногах красные узорчатые сапоги. Плащ, или корзна на князе из дорогой разноцветной материи. Жаль, что от времени , краска во многих местах обсыпалась так, что трудно разобрать. Эту корзну украшает широкая, золотая клетчатая кайма. Изображенная на князе русская шапка — летняя. Околыш, вместо мехового, из зеленой материи; верх из красной материи украшен узорами. Кто этот князь, мы не беремся решать, так как это не ведет к нашей цели, верно только то, что это изображение 12 или 13 века, и потому может быть помещено в число образчиков одежды древних времен.

На внешних стенах Дмитриевского Собора во Владимире, построенного в конце 12в. (в 1197г.) при Всеволоде Большое Гнездо, находятся многие изображения, достойные внимания любознательного наблюдателя. Здесь видны и такие изображения, которые принадлежат к области язычества. Но в настоящее время разбирать значение подобных изображений  на Дмитриевском соборе не составляет моей цели.Укажу только те, которые относятся к теме нашего разговора.

dmitrievskiy_sobor_vo_vladimire_3

В узорчатой колоннаде на северной стороне собора, между колоннами, находятся скульптурные изображения разных святых: из их по одеждам нам особенно интересно Изображение Бориса и Глеба. Они в корзнах или плащах, отороченных широкой каймой. Нижняя одежда тоже с каймой на подоле, и такая же полоса, как кайма, идет спереди, сверху в низ до каймы. Шапки или клобуки на них русские.

20160717-001

Кроме Бориса и Глеба здесь помещено изображение воина, поражающего мечем в рот лошадь с фантастическим хвостом, которая поднялась на дыбы. На воине по колено рубашка, а сверху накинут легкий плащ, га голове — шапка или колпак. На всаднике надет на голову клобук или русская шапочка, его короткая одежда украшена оплечьем от которого вниз по середине переда спадает широкая полоса, в левой руке он держит клинообразный русский щит, а на левом боку привешен мечь. Этот всадник, как видно, изображает одного из святых воинов. Далее помещено изображение человека с бородой, одетого в рубаху по колено с отороченным или вышитым подолом, какие у  нас носили во все времена, сверх рубашки надет плащ — тоже кругом отороченный каймой, сзади виден табурет или столик с подушкой.

20160717-002

На стенах собора мы так же видим  женскую фигуру, сидящую на престоле , на подушках. Одежда на ней длинная с каймой, и с такими же как кайма поручами на рукавах. Подобное изображение  встречается на внешней северной стороне церкви Покрова, близь Боголюбова монастыря, построенного раньше Дмитриевского собора — в 1158-1160 годах. На кайме подола и поручах — кружки изображающие жемчуг, на груди виден разрез одежды как на две полы, запахнутые одна на другую, на левом колене видна часть узора одежды состоящего из острых треугольников. Оба изображения с венцами святости около головы.

20040504_060 покров на нерли 2

Оклад Евангелия, писанного в начале 12 в.(до 1117 года) для Новгородского Князя Мстислава сына Владимира Мономаха интересен нам изображениями св. князей Бориса и Глеба. На головах у них русские шапки, или клобуки, опушенные мехом, верх из светлой желтоватой материи, посередине шапки снизу вверх идет красная полоса. Борис и Глеб представлены совершенно одинаково, но цвет одежды их различен: на Борисе корзна, или плащ, красный, а у Глеба — синий и наоборот, у Бориса нижнее платье синее, а у Глеба — красное. Корзны украшены сердцеобразными узорами. Подобное же финифтяное изображение Бориса находится на княжеских бармах, найденных в селе Старой Рязани в 1822г. На нем русская шапка, только верх ее остроконечный, от опушки шапки идет вверх полоса, а по сторонам — два маленьких кружочка в роде больших жемчужин. Корзна и нижнее платье синеватого цвета, но корзна несколько темнее  и украшена узорами — вся материя покрыта кружками, в которых изображены крестики.

05075_hires Мстиславово-Евангелие.-Новгород.-XII-в.-ГИМ.- 0b0b354eb23f9ad227c4d3f978c7413d

В Спасо-Нередицкой церкви рядом с Новгородом, на южной стене находится замечательное изображение князя Ярослава Владимировича Новгородского, строителя этой церкви (1198 — 1199 г.). Князь изображен с большою бородой с проседью. Нижняя голубая одежда его немного ниже колен, с широкой темно-красной узорчатой каймой, по краям которой идут две желтой полосы (вероятно позументы). на руках такие же поручи как и кайма подола. Сверху надета корзна из богатой узорчатой ткани, по темно-красному полю её изображены круги, в которых видны светлые и темные узоры, а в кругу, который находится на плече у князя, изображен орел. Между кругами образуется четырехугольник с продолговатыми острыми концами. Четырехугольники покрыты голубыми узорами. Корзна обшита кругом желтой каймой-позументом, материя, как видно, византийской школы, это подтверждается изображением византийских орлов. Шапка князя с верхом из желтой материи, околыш обшит мехом, из под шапки, которая нагнута несколько на лоб, видна татарская тафья желтого цвета. На желтых сапогах князя надеты еще высокие башмаки, спереди с ушком или лепестком. Но скорее кажется само изображение представляет признаки , которые скорее можно отнести к концу 13 или началу 14 века. Во первых тафья под шапкой не могла появится у нас до татар, во вторых башмаки — надетые поверх сапог, и их форма — восточная обувь и употреблялась у татар и других прикаспийских народов.

109600047 0_f7b85_c463aefc_XXXL сп-нер роспись западной стены

 

автор опубликовано в рубрике История костюма. | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Если Вы не бот, введите верное значение. *